Слово, кроме обычного общения, является мощным инструментом воздействия на человека. Люди часто беззаботно пользуются словом, не задумываясь о его влиянии, а между тем, убеждением, то есть разъяснением и доказательством правильности, необходимости определённого поведения, можно добиться действенного организаторского эффекта. Главным в процессе убеждения является грамотное аргументирование собственной позиции. При этом важно добиваться того, чтобы все участники стали воспринимать вашу точку зрения как свою. Итак, аргументирование – важнейшая основа убеждения. Какие существуют способы убеждающего воздействия? Практика выработала четыре основных приёма:
1. Эмоциональный контакт. Этот приём направлен, прежде всего, на снятие напряжения с собеседника. Быстрее и эффективнее всего эмоционального контакта с собеседником можно добиться с помощью шутки, вовремя и к месту сказанной, создание комфортной, позитивной психологической атмосферы.
2. «Зацепка». Зацепкой может являться любое событие, личное впечатление, курьёзный случай. Зацепку необходимо увязать с темой вашей беседы, используя её в качестве исходной точки.
3. Стимулирование воображения. В начале разговора необходимо дать волю воображению собеседника путём постановки множества вопросов, касающихся рассматриваемой темы.
4. Прямой подход. Без всякой подготовки – к делу.
Существуют некоторые рекомендации, призванные помочь в убеждении вашего собеседника.
Правило номер один: необязательно спорить, чтобы убедить. Недоразумения не улаживаются спором, а устраняются с помощью стремления к примирению, такта, взаимного уважения и желания понять ход рассуждений оппонента.
Правило номер два: нельзя говорить человеку о том, что он не прав, особенно в присутствии других людей. В этом случае он, скорее всего, не согласится с вами никогда. Никогда не говорите: «Я могу доказать вам». Это всё равно как если бы вы сказали: «Я вас умнее». Это звучит как вызов, и настраивает собеседника против вас с самого начала.
Если собеседник высказывает даже заведомо неверную мысль (с вашей точки зрения), всё равно лучше всего будет обращение к нему со словами: «Возможно, я ошибаюсь. Давайте вместе разберёмся». Такое обращение гарантированно остановит спор и вынудит вашего собеседника признать, что и он, возможно, ошибается.
Правило номер три: если вы оказались неправы, нужно быстро и решительно признаться в этом первому. Лучше признать свои ошибки самому, чем получить осуждение от другого человека. Если вы только почувствовали, что оппонент собирается указать вам на вашу ошибку, опередите его. Признание ошибки обезоружит вашего собеседника.
Правило номер четыре: если цель вашей беседы – убеждение в единственной верности вашей точки зрения, то доброжелательный и мягкий тон разговора обязателен. Начинать разговор нужно с тех позиций, где совпадают ваши мнения.
Правило номер пять: в самом начале разговора нужно постараться услышать от собеседника слово «да». Если услышать «нет», будет трудно свернуть его с этого утверждения.
Правило номер шесть: пусть больше говорит другой человек, сами оставайтесь немногословны. Истина в том, что даже близкие нам люди предпочитают рассказывать о своих успехах, чем слушать об успехах ваших. Пытаясь убедить кого-то и при этом быть очень многословным –грубая ошибка. Предоставьте возможность оппоненту высказаться, лучше самому задавать вопросы и слушать.
Правило номер семь: постарайтесь дать собеседнику почувствовать, будто ваша идея на самом деле принадлежит не вам, а ему.
Правило номер восемь: во время разговора смотрите на мир глазами вашего собеседника, так вам будет яснее видна причина его поступков. Поставьте на его место себя.
Правило номер девять: проявите понимание и сочувствие к идеям и делам вашего собеседника. Ведь больше всего во время разговора человек ожидает именно сочувствия.