Социально-экономические трансформации, которые происходят в обществе на современном этапе, сопровождаются коренными изменениями в человеческом сознании, ломанием устоявшихся стереотипов, в том числе и тех, которые связаны с функционированием семьи. При этих условиях бывшие идеологические принципы, нормативные и ценностные ориентации и социально-психологические стереотипы ролевого поведения оказываются разрушенными, а новые еще несформированными.Значительные трансформации в этом ракурсе испытывает модель отцовства. Отказавшись от традиционных функций отца, она еще не нашла четко определенных новых функций и находится в поиске стратегий их реализации.
Потеря мужчиной роли единственной материальной опоры семьи, феминистические тенденции в обществе вызывают послабление, а часто полное вытеснение особенных форм и методов мужского влияния в семье. Повышение требований к личностным качествам мужчины-отца сделало его пробелы в воспитательном процессе более очевидными. Модель «нового» отца предусматривает равноправное участие мужчины в семейной жизни, быту и воспитании детей, более глубокое понимание его функций, свидетельством чего становятся многочисленные дискуссии ученых относительно ответственного отцовства, которое требует от мужчины-отца обеспечения всех необходимых условий для полноценного развития ребенка.
Традиционно считается, что мать является эмоционально ближе к ребенку, ведь она связана с ним физиологически и духовно, начиная уже от момента зачатия. Потом она рождает, выкармливает, проводит больше времени с ребенком, контактирует с ним, потому именно с помощью матери ребенок познает мир в начале своей жизни.
В то же время отец остается в стороне новорожденного ребенка, придерживаясь мифа - мужчине не требуется присматривать и нянчить младенца, ведь это сугубо женское дело.
Специфика материнского стиля поведения предопределена повышенной эмоциональной чувствительностью женщины, ее склонностью быстрее реагировать на звуки и лица, проявлением чего становится ее нежность, чуткость, теплота. Родительский стиль поведения, которое основывается на лучшем пространственном восприятии мужчины, его хорошем двигательном контроле, остроте зрения, меньшей эмоциональной чувствительности и более строгом распределении эмоциональной и когнитивной реактивности, позволяет отцу уклоняться от общения с младенцем, избегать тесного контакта с ним с целью предотвращения эмоциональной привязанности отца к ребенку.
Как следствие, трудности, которые переживает современный отец с момента появления ребенка в семьи, все еще очевидны: он стесняется проявлять свои чувства к младенцу при первом прикосновении к нему, родительский инстинкт и любовь в нем пробуждаются достаточно медленно, он часто продолжает уклоняться от кормления ребенка, избегает тесного телесного контакта с ним, ожидает того возраста, когда он будет понимать его слова, ходить и разговаривать.
Отец по большей части не находит общего языка с младенцем, стесняясь «аукать» к нему, он отдаляется от ребенка, самоустраняется от такого вида детского общения, которое ведет к несвоевременному началу родительского воспитания. Современный мужчина не осознает, что с появлением ребенка в мире отец и мать является первым источником эмоционального тепла и поддержки для него. На этом этапе эмоциональное состояние ребенка прямо пропорционально состоянию отца: его психическая стойкость, спокойствие, хорошее настроение, ласковое обращение становятся залогом позитивных эмоций младенца. Детская потребность в общении лишь растет из-за дефицита мужского внимания. Если в общении с матерью ребенок ищет ласки, нежности и утехи, то от отца он ожидает активности, готовности играться с ним, разделять радость, познакомить с окружающим миром, людьми.
Игра становится особенной и важной формой общения ребенка с отцом, его учебы и воспитания. Таким способом общение отца с ребенком в игре способствует формированию его психологической стойкости, уверенности в себе, любознательности, двигательных навыков, моделей поведения и помогает воспринять мир.